Ваш надежный штурман в мире наблюдательной оптики !
Адрес
г. Москва, ул. Короленко, 1 к.8
Мы работаем для Вас
Пн-Пт с 8:00 до 20:00 (МСК)
Корзина(
0
):
0 Р

Лазерные ожоги авиационной безопасности

22 июля 2011

За шесть месяцев 2010 года в России отмечено пять попыток ослепить лазерным лучом летчиков пассажирских самолетов при заходе на посадку. В нынешнем году за первое полугодие таких случаев официально зарегистрировано 45. Налицо тенденция к стремительному нарастанию количества лазерных атак. Это вызвало волну панических публикаций в СМИ. Но волна общественного возмущения не дала результата.

В Чечне запретили продажу безобидных брелков-указок. А в Госдуму поступил законопроект о борьбе с лазерным хулиганством на воздушном транспорте, который приведет лишь к переносу лазерных атак на транспорт автомобильный и железнодорожный. Но не только. Лазерами уже вовсю пользуются анархисты Греции во время ночных бесчинств.

РОСТ В ДЕСЯТЬ РАЗ

За рубежом общественность обратила внимание на лазерные атаки в аэропортах семь лет назад – в сентябре 2004 года. Тогда при посадке в Солт-Лейк-Сити второй пилот пассажирского авиалайнера получил ожог сетчатки.

До конца года поступило 10 заявлений о попытках лазерного ослепления пилотов. Хотя неофициально было насчитано около 100 случаев наведения лазерного луча на кабины самолетов за последнее полугодие 2004 года. В 2005 году таких случаев в США было зафиксировано уже 220. В 2010 году – 2836. То есть за пять лет количество лазерных атак в аэропортах выросло более чем в 10 раз. 

И это при значительном усилении уголовной ответственности за подобные действия. А в борьбу с лазерными хулиганами и террористами активно вступили не только полиция, но и ФБР и даже военная контрразведка. В расследованиях участвовали также Федеральное управление гражданской авиации США (Federal Aviation Administration, FAA) и Управление безопасности на транспорте США. Через СМИ к сотрудничеству призвали весь американский народ. И многие помогали, звонили. Тем более что зеленый лазерный луч виден в темноте издалека.

В 2004 году в США граждане купили около 100 тыс. переносных зеленых лазеров. К тому времени цены на подобные игрушки снизились до 130–350 долл. в зависимости от мощности. Затем выпуск малогабаритных лазеров на аккумуляторах освоили в Китае, и бытовые квантовые генераторы стремительно распространились по миру, а цены на них упали вдвое-втрое. Лазерные атаки на самолеты и вертолеты стали фиксировать в Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Греции, Испании, Кипре и других странах.

Необходимо отметить, что ни одной по-настоящему опасной аварийной ситуации за эти семь лет не возникло. Случаи ослепления пилотов крайне редки. Если один из них оказывается ослеплен, то второй пилот тут же берет управление на себя. В девяти случаях из десяти, если не чаще, фиксируются попытки облучить лазером кабину самолета. Пилоты видят в темноте зеленый луч, который направлен к самолету, и затем докладывают об этом. Есть основания предполагать, что неожиданный всплеск лазерных атак в нескольких аэропортах США в конце 2004 года мог быть попыткой террористов опробовать новый способ поражения гражданских самолетов. Тогда атаки производились с разных направлений, с разного расстояния, с использованием одновременно четырех лазеров. И похоже, террористы разочаровались результатом. Но их место заняли хулиганы.

ОПАСНЫЙ СПЕКТР

Слово «лазер» составлено из начальных букв слов английской фразы Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation, что означает «усиление света в результате вынужденного излучения». В СССР в промышленности и обороне был принят термин «оптический квантовый генератор» (ОКГ). Лазер – это источник электромагнитного излучения трех диапазонов: видимого, инфракрасного и ультрафиолетового. (Лазер является источником монохроматического  (с одной длинной волны) излучения прим. администратора сайта)

Видимое излучение – это тот самый луч красного, зеленого или синего света, который различает человеческий глаз. Инфракрасное (тепловое) излучение придает лучу температуру, позволяющую наиболее мощным карманным лазерам прожигать с близкого расстояния дырки в одноразовых стаканчиках и лопать надувные шарики. Его энергоэффективность можно сравнить с выжиганием лупой в солнечный день.

Ультрафиолетовое излучение лазера самое опасное для глаз. Именно оно обжигает сетчатку. При этом опасно даже в отраженном и преломленном виде. Когда лазерный луч попадает на стекло пилотской кабины, он преломляется и дает сильные блики, слепя глаза, как электросварка. О том, какой ущерб здоровью способен нанести даже рассеянный луч, все узнали три года назад. В ночь на 6 июля 2008 года под Киржачом (Владимирская обл.) прошел фестиваль техномузыки «Аквамарин». На следующий день 32 человека были госпитализированы с поражением глаз ультрафиолетовым излучением. Некоторые лишились 80% зрения.

Медицинский институт гражданской авиации FAA в июне 2004 года провел исследование «Воздействие лазерного излучения на операционные и визуальные возможности летчиков во время конечного этапа захода на посадку». Оценивалась реакция 34 летчиков, подвергшихся четырем безопасным уровням лазерного излучения. Имитировался заход на посадку на тренажере самолета «Боинг-727-200» на высоте 30 метров.

Оказалось, что 75% испытуемых почувствовали неблагоприятное визуальное воздействие, которое привело в некоторой степени к операционным трудностям. Летчики временно теряли зрение, ориентировку в пространстве и испытывали стресс. Напомню, что испытания проходили при мизерном, безопасном для глаз уровне лазерного облучения.

Выяснилось также, что вызвать значительное ухудшение зрения можно, посветив в темное время дня в лицо человеку лазером мощностью всего 8 мВт (милливатт). Игрушечные лазеры-указки с красным лучом, продающиеся в газетных киосках, обычно имеют мощность 1 мВт, максимум – 5 мВт. Так что запрет в Чечне таких указок иначе, как недоразумением, не назовешь.

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США, которое регулирует допустимую мощность бытовых лазеров, в начале 2005 года установило предел мощности в 5 мВт для лазерных указателей для продажи на рынке США. Позже этот же предел был установлен в целом ряде стран. А в Великобритании свободно продавать можно лишь указки мощностью в 1 мВт. Более мощное лазерное оборудование во многих странах требует специального разрешения или лицензирования.

Опасность лазера в высокой поверхностной плотности энергии в поперечном сечении луча. Проще говоря, чем более узок луч, тем больше его энергия. Хрусталик глаза, как линза, фокусирует луч или отраженный блик на сетчатку. Мгновенно возникают симптомы лазерного ожога: головная боль, слезы, появление перед глазами плавающих темных мушек. Это отдельные кусочки омертвелых тканей, отделившиеся от сетчатки и плавающие в стекловидном теле глаза. При сильном ожоге возможны обильные кровоизлияния, появление впоследствии бельма, значительная или даже полная потеря зрения.

ИГРУШКА ДЛЯ НЕДОУМКОВ

Ловить лазерных хулиганов довольно проблематично. Лазерная атака может быть начата мгновенно – только кнопку нажать. И так же мгновенно прекращена. Лазерный указатель (указка – это кабинетный предмет) имеет форму цилиндра диаметром до 20–36 мм и длину 10–25 см в зависимости от мощности. Быстро достал, посветил и убрал. Никаких следов лазерный луч не оставляет, идентифицировать принадлежность света к тому или иному прибору невозможно. Поэтому доказывать такие преступления чрезвычайно трудно.

Все мощные, то есть опасные лазеры светят зеленым лучом. Непрерывное время работы такого лазера – от 3 до 5 минут. Потом необходимо ждать, чтобы остыл, да и аккумуляторы садятся. В большинстве указателей они литиевые. На морозе аккумуляторы отказывают еще быстрее. Рабочая температура по паспорту от +10 до +30. Поэтому зимой у нас в аэропортах с лазерами мало хулиганят. Все продающиеся в России указатели произведены в Китае. Китайская гарантия – 1 год.

Купить без проблем можно в Интернете. Указка мощностью 500 мВт – 6000 руб. А синий лазер в 1 Вт – 12 500 руб. На одном из сайтов, специализирующихся на подобном товаре, в рекламном тексте есть строки (синтаксис сохранен): «Зеленая лазерная указка это интерактивное творчество с неограниченными возможностями. Рисуйте, творите, вредите. Но все в меру. Необходимо помнить – лазерная указка это не игрушка. Берегите свое и чужое здоровье и остерегайтесь попадания прямого луча в глаза!» В общем, вредите, но остерегайтесь.

Для чего нужен такой лазерный указатель? В некоторых вузах зеленые указки запрещены, потому как выжигают матрицы систем видеонаблюдения в залах. Заблудившиеся туристы могут ночью подать лазером сигнал, видный за несколько километров. Правда, ночью поисковые вертолеты не летают.

Еще можно использовать луч в строительстве для выравнивания стен вместо веревочки. Но тут достаточно мощности 10 мВт. И никчему луч дальнобойностью 40–50 км. Все прочие функции – вроде домашнего светового шоу – тоже не требуют больше 10 мВт. В общем, никакого полезного применения у мощных карманных лазеров нет.

Молодые люди, купившие оригинальную китайскую игрушку, через день-два понимают, что она им ни к чему. И тогда некоторые начинают охотиться на самолеты и вертолеты. От скудоумия и низости характера. Впрочем, в 2007 году в США в городе Эль-Пасо (штат Техас) ФБР арестовали 47-летнего Клинтона Пинкерта, слепившего лучом лазера пилотов пролетавших над его домом самолетов. Лазер конфисковали, но никакого наказания хулиган не понес. Объяснил, что занимался некими астрономическими наблюдениями. В самолет попал случайно.

НЕПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ

В августе 2010 года в парижском аэропорту «Орли» пилоты трех пассажирских самолетов авиакомпаний Air France и EasyJet пожаловались на неизвестного, который направлял в их кабину лазерный луч. Полиция возле взлетно-посадочной полосы арестовала 24-летнего жителя парижского пригорода Крейтель. Он заявил, что не имел дурных намерений, а просто опробовал купленную в Таиланде игрушку. Гуманный французский суд приговорил его к символическому штрафу в 1 евро и шести месяцам условного заключения. В июле 2010 года в германском Гамбурге полиция задержала двух молодых людей 17 и 19 лет, которые с балкона жилого дома наводили зеленый лазерный луч на кабины самолетов, заходящих на посадку в аэропорту «Фульсбюттель». Для поиска злоумышленников был использован полицейский вертолет Libelle, оснащенный специальным оборудованием. Хулиганов обнаружили, сняли на видео и информировали полицию об их местонахождении. Молодых людей задержали, когда они вышли из дома. Но лазера при них не оказалось. И хотя их идентифицировали по видеозаписи, никаких обвинений предъявить не удалось.

В понедельник, 4 июля, вечером в аэропорту «Грозный» пилот заходящего на посадку самолета сообщил диспетчеру, что с земли на самолет направлен лазерный луч. Немедленно по тревоге был поднят весь личный состав ОВД по Грозненскому району. В течение часа был обнаружен и задержан 17-летний житель станицы Петропавловской Грозненского района Чечни. У него изъяли мощный лазерный указатель. Глава МВД по ЧР Руслан Алханов лично провел с молодым человеком профилактическую беседу в присутствии его матери. Эту сцену сняло телевидение, запись показали не один раз по многим каналам. А глава Чечни Рамзан Кадыров заявил: «Я официально предупреждаю, что спрос будет самым строгим. Никакие отговорки о том, что родители не знали, чем занимался сын, не будут приняты во внимание. Какая разница, каким образом ставится под угрозу безопасности жизней пассажиров – выстрелом из оружия или наведением лазера».

5 июля в американском штате Калифорния задержаны два молодых человека 20 и 22 лет. Им предъявлены обвинения в использовании лазерных устройств для создания помех пилотам пассажирских самолетов и вертолетов полиции Лос-Анджелеса. Полиции понадобилась неделя, чтобы поймать злоумышленников с поличным. Ночью над их домом несколько раз пролетел полицейский вертолет. Хулиганы не выдержали и засветили в его стеклянную кабину лазером. Но пилоты в специальных светозащитных шлемах только этого и ждали. Тут же в дом хулиганов ворвалась полиция, они отправились в камеру. Эту парочку полиция начала ловить после того, как несколько пассажирских лайнеров вынуждены были совершить экстренную посадку после ослепления пилотов.

В ночь на 26 июня был задержан 22-летний житель Ворошиловского района города Ростова, который, по словам свидетелей, светил лазером в сторону аэропорта. Однако гражданин заявил, что носить лазерные указки в России не запрещено, никаких доказательств злого умысла нет. И был отпущен.

Депутаты от «Единой России» уже подготовили проект новой статьи в Уголовный кодекс РФ «Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств». Как сообщил Интерфаксу первый замглавы комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков, за хулиганские действия, угрожающие безопасности воздушных судов предлагается наказывать лишением свободы на срок до семи лет.

Про лазеры там говорится в отношении воздушных судов. Но в Швейцарии, например, слепят машинистов поездов в горах. А если у нас это случится, опять отдельную статью через Госдуму проводить? Логика требует, чтобы был создан один закон, регулирующий все вопросы, связанные с лазерами. Можно запретить продажу лазерных указок (указателей) мощностью свыше 10 мВт. Промышленные системы и светоустановки для шоу – это и так регулируется. А за применение лазера с целью ослепить людей или вывести из строя видео- и прочую технику давать реальный срок и штрафовать по-крупному.

В недавних телерепортажах из Афин поразило обилие зеленых лазеров во время ночных побоищ. Десятки зеленых пятен и лучей превращали уличные схватки в шоу. Но использовались лазеры не для красоты, а чтобы слепить полицейских и видеокамеры. Так что сфера действия лазерных хулиганов не ограничивается одними аэропортами. Потенциальная опасность грозит водителям всех видов транспорта, любой видео- и фотоаппаратуре, всем гражданам. И лучше эту опасность нейтрализовать заранее.

Независимая газета